17.12.2018
 
Главная arrow Партнеры
Главное меню
Главная
Презентации
Документы
Опыт
Обучение
Семейный доктор
Статьи
Интервью
Видео
Объявления
Партнеры
Центры ИМ
Контакты
Тематическая статья
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ МК «ASTER» И АППАРАТ «КСК-БАРС»
 
Ссылки
Counter

«В НАШЕЙ СТРАНЕ БЕСПЛАТНАЯ МЕДИЦИНА – ТОЛЬКО ДЛЯ БОГАТЫХ»


 Валентина Тимошенко, «Главред» 21.11.05 // 14:00

Несколько сюжетов по телевидению, пару заметок в прессе. Вот, пожалуй, и все чего добились бастовавшие медики. А ведь изначально речь шла о всеукраинской акции.    Игорь Найда – медик по образованию, реформатор по убеждению и политик, потому что «иначе ничего не изменить» – был полностью на стороне забастовщиков, но пришел не под стены Верховной Рады, а в «Главред». Во-первых, ему есть что сказать, а во-вторых, он не сомневался в провале акции протеста. 

  Почему, Игорь Владимирович? 

  Наши врачи, за редким исключением, – очень запуганный народ. Таковыми их сделала система, которая из года в год катком проходила по социальному статусу медика, низведя его до уровня бедственного родственника. Они еще не готовы к тому, чтобы четко ставить вопросы и добиваться на них четких ответов. Пока – это «вспышки» местного масштаба, а, значит, и результаты будут местечкового значения. Медики бюджетной сферы, а таких у нас подавляющее большинство, – бесправные рабы, связанные по рукам и ногам министерскими циркулярами, полностью зависимые от руководства и от кошелька пациента. Другим языком, экономическая зависимость покорила их социально и политически. И наоборот. Замкнутый круг.

 Справка. Игорь Владимирович Найда. Кандидат медицинских наук. Врач-практик с пятнадцатилетним стажем. Юрист. Автор более 25 научных работ и публицистических материалов. Помощник-консультант народных депутатов Украины (на общественных началах) с 1998 г. На протяжении 20 лет занимается общественно-политической деятельностью. Член Политиспокома, руководитель Секретариата политической партии «Третья сила». 

 Вы знаете, как его разорвать? 

  Возможно, то, что я делаю – капля в море, и я не могу быть прав во всех вопросах, но у меня есть свое видение. У кого-то – иная точка зрения, а, может быть, найдется еще кто-то, чьи идеи абсолютно отличаются от остальных. Но, если собрать этих людей, обсудить их предложения, то можно принять решение и действовать. Партия, которую я представляю, имеет свое видение стратегического и тактического развития медицинской отрасли, что прописано в наших программных документах касательно такой важной сферы человеческой жизнедеятельности, каковым является здравоохранение. 

  С чего бы начали вы и ваши соратники по партии? 

  Прежде всего – с системного подхода, выработки идеологии реформ и четкого плана ее реализации. И здесь, несмотря на вроде бы очевидные вещи, не обойтись без аудита сегодняшнего состояния здравоохранения. Очень важным аспектом реального реформирования выступает создание правового поля, которое отвечало бы реалиям дня. Пора уже себе уяснить: нет у нас бесплатной медицины. Во-первых, даже те крохи, которые идут на медицинское обслуживание и здравоохранение в целом – это деньги плательщиков налогов. К тому же они нерационально используются. Так называемая бесплатная медицинская помощь ощущается, стоит лишь переступить порог поликлиники или, не доведи Господь, побывать на больничной койке. Деньги передаются из рук в руки, это происходит незаконно. И у кого они есть, тот лечиться, а у кого нет – сидит дома и пьет обезболивающее. Страдает пациент, а медицинский работник – еще больше. По сути, сегодня любого руководителя медучреждения можно привлечь к уголовной ответственности. Он ходит «под статьей», потому что ему надо починить крышу, сделать ремонт, закупить оборудование, а денег, выделяемых бюджетом, катастрофически не хватает. Вот он и выкручивается, как может. Назовите это взяточничеством и сажайте его за решетку. 

  Наступил момент, когда необходимо признать, что отношения «пациент-врач» являются гражданско-правовыми. Мнение о том, что работа врача – высокий долг и бескорыстное служение – безграмотны с юридической точки зрения. Клятва Гиппократа предполагает оказание медиком помощи в любых ситуациях и этого следует придерживаться неукоснительно. Но в ней нет даже намека на то, что медик не должен за свою работу, которая в подавляющем большинстве стран мира оценивается на уровне самых высокооплачиваемых, не должен получать соответствующее вознаграждение. 

  Что же делать? 

  Прежде всего, нужно понимать, что люди, избравшие медицинскую профессию – одни из самых почитаемых во всем мире. А что же у нас? Труд сантехника, при всем уважении к нему, оценивается значительно выше, несмотря на то, что медик имеет дело с живым человеком, а не с железкой.

 Пора признать и в Украине позицию ВОЗ, которая рассматривает деятельность по оказанию медпомощи как возмездную работу. А для ее регламентации необходимо развитие «медицинского права», которого у нас нет. Медицинское право, в свою очередь, должно состоять из системы институтов. Например, институт права граждан на охрану здоровья, институт права пациентов, институт медицинского страхования и т.д. Их роль в том, чтобы регулировать отношения по реализации прав граждан на охрану здоровья и доступную качественную медицинскую помощь. 

  И сколько надо времени, чтобы с юридической точки зрения «узаконить» положение медиков? 

  Не так много. Может быть, год. Но дело в другом. К сожалению, в Комитет ВР по вопросам охраны здоровья, материнства и детства народные избранники идут работать в последнюю очередь. Там нечего лоббировать, разве что, расходы. Политики в своем большинстве не понимают, что от реформирования медицинской отрасли зависит существование украинской нации. Обслуживаясь в «своих» клиниках, санаториях, чиновники высоких рангов думают, что такой же уровень обслуживания имеют и простые граждане. К тому же, для них это все – бесплатно. Вот парадокс, да? В нашей стране бесплатная медицина – только для богатых.

  Накануне прошлогодних выборов, я предложил ввести в стране должность вице-премьера по охране здоровья. Поскольку это – социальная политика. Согласитесь, человеку хочется дольше и качественнее жить. Все остальное – второстепенно. Но для этого необходимо создать нормальные условия труда, лечения, помнить об экологии и т.д. Это и есть основа социальной политики, которую кто-то должен регулировать. Но самое главное – влиять на финансирование. 3% из бюджета на сферу охраны здоровья – это издевательство. Минимум – 6,5%, как рекомендует ВОЗ. Иначе, продолжающаяся на протяжении последних 20-30 лет тенденция регресса, – и через год-два Украина останется без системы медицинской помощи. 

 Другой момент – нет юристов, которые бы грамотно выписали юридическую основу. Юристы работают там, где есть деньги, а в этой сфере их, по сути, нет. 

  По тем же причинам до сих пор мы не можем ввести страховую медицину? 

  И не только. Министерство охраны здоровья «за» единую вертикаль Фонда социального страхования. То есть участие страховых компаний исключается. В принципе, такую позицию имеет и европейское сообщество. Но не выстроим ли мы таким образом еще одну бюрократическую вертикаль и деньги снова будут использоваться нерационально? 

  Как же поступить правильно? 

  Для чего нужна страховая медицина? Грубо говоря, чтобы ввести дополнительный источник финансирования. Только бюджетных средств – мало. Пусть из бюджета финансируются целевые медицинские программы, например, научные медицинские исследования, борьба с туберкулезом, СПИДом, строительство новых клиник и т.д. Распоряжаться этими деньгами должно министерство. Теперь о дополнительных каналах финансирования. В первую очередь им может стать внедрение обязательного медицинского страхования населения. Его следует рассматривать как важный шаг обеспечения прав граждан на получение более качественной и своевременной медицинской помощи. 

  Другими источниками финансирования могут быть территориальные и местные сообщества, которые имеют свой бюджет. За их счет можно формировать территориальные программы медпомощи, дополняющие госзаказ. Источником финансирования могут быть целевые перечисления предприятий в местный бюджет. Еще один источник – средства предприятий. Предприятие должно оплачивать медицинское страхование своего работника. Сумма зависит от условий, в которых работают люди. Чем они хуже, тем больше выплаты. 

 Одним из самых важных источников могут стать семейные бюджеты. Суть в перераспределении платежей из госбюджета в семейные. Эффективным может быть механизм освобождения от налогов на сумму, потраченную на медпомощь. То есть этот механизм предусматривает, что граждане компенсируют свои расходы на медпомощь тем, что на протяжении определенного времени выплачивают государству лишь часть налогов на прибыль. Могут быть и другие источники. Среди них, например, акцизы на спиртные напитки, табак. 

  Стоит лишь власть держащим владеть вопросом, быть государственными деятелями, иметь политическую волю и увидите, дело сдвинется с точки замерзания. 

  Хорошо, но ведь есть категория населения – дети, старики, инвалиды – которые никаких перечислений не произведут. Что делать им? 

  Поэтому мы и говорим о социальном характере здравоохранения. Определенные категории населения, перед которым государство имеет обязательства, должны иметь гарантированную бесплатную медпомощь. При этом, гарантированный минимум медицинской помощи должен из года в год повышаться. Снова вопрос: откуда дополнительные деньги? В мире за бедного платит богатый. Это основа социального страхования. Почему у нас единая тринадцати процентная налоговая ставка с физического лица? Например, в Швеции до 86% налогов, социальных и других выплат лежат на плечах обеспеченных людей. Никто не против того, что ты – богат, но поделились с теми, у кого ничего нет. 

  Мы все время говорим о том, где взять деньги. Но не менее важно этими деньгами уметь распорядиться. Или я не права? 

  Это отдельный разговор и очень важный. Ныне главврач больницы – как эквилибрист на канате, пытается без подстраховки и помощи содержать больницу, медицинских работников и больных. Результатом кульбита недовольны все: пациенты, сотрудники и налоговики. Выводов несколько. Но главные из них таковы. Медицинские учреждения должны иметь особенный юридический и экономический статус. Ведь в них восстанавливается главный ресурс производства – рабочая сила. Во-вторых, перейти на договорные (контрактные) отношения между потребителем (плательщиком) и поставщиком медицинских услуг в соответствии с принципами и правилами, которые отвечают национальной политике здравоохранения. В третьих, главврач может не быть хирургом, вообще медиком, но менеджером быть обязан. Этаким бизнесменом, знающим что, почем и как сделать так, чтобы и овцы были целы, и волки сыты. 

 У нас учат на хирургов, терапевтов, стоматологов, но только не на менеджеров в медицине. Наша страна берет кредиты на что угодно, только не на то, чтобы выращивать квалифицированные кадры. А почему бы не отправить за границу на обучение молодых специалистов и не получить затем менеджера от медицины, который поднимет отдельно взятую клинику, больницу? В Киево-Могилянской академии уже существуют такие дисциплины, но этого очень мало. Надо иметь практический опыт, теории недостаточно. А за опытом, пока еще, надо ездить в другие страны. 

  Здравомыслящий политик и государственный служащий, думающий о развитии своего государства, понимает, что инвестиции в обучение – самые высоколиквидные.

  Кроме того, важно понимать, что во всем мире тратится много денег на то, чтобы донести к людям информацию, сделать их соучастниками процесса принятия того или иного решения. Это крайне важно.

  А у нас, как мы видим, с этим очень туго. 

  Да. Ведь даже при условии наличия гениальных идей и эффективных практических шагов, медицинская реформа станет реальностью лишь тогда, когда этого захочет общество. А оно сейчас как слепой котенок. Не в курсе того, что происходит. Нет специальных программ на телевидении, публикаций в прессе. Почему бы не устраивать дискуссии, обсуждения. Пусть все будут в курсе. Наша партия занимает в этом вопросе четкую позицию и помогает диалогу медиков и общественности. Мы – за появление общественных организаций, которые бы следили, к примеру, за тем, как используются деньги, как оказывается помощь. А то все уверены, что, если медику дать хорошую зарплату, то все наладится. Нет, поднять зарплату, безусловно, необходимо. Но к этому еще следует добавить массу всего. И кое-что уже можно сделать сегодня.

  Например? 

  Наша партия «Третья сила» является инициатором централизированного выделения денег – 100 гривен – на каждого человека для обеспечения нужд в жилищно-коммунальном хозяйстве. Скажем, к этой парафии относится водоснабжение. Как это влияет на здоровье? Вода – наибольший источник, который влияет на наше здоровье. Трубы, по которым она к нам поступает, не менялись уже лет пятьдесят. Отсюда и качество питьевой воды. Если навести порядок в этом, это повлияет на наше здоровье? Безусловно. И в лучшую сторону. 

  Возле больницы дорога такая, что не приведи Господь. Выхлопные газы – прямо в окна больным. Если отремонтировать дорогу, загрязнение воздуха будет менее угрожающим. Это влияет на здоровье? От этого начинать избавляться можно уже сегодня. 

  Принимать решение о первоочередном использовании финансов должна общественность.

  И все же, как я понимаю, важны решения на государственном уровне. 

  Естественно. Основным идеологом, своего рода штабом реформы, должно стать Министерство здравоохранения. Сегодня значительная часть его сотрудников еще продолжает по инерции работать не на достижение результата, а на отчетность. Хочется верить, что с приходом на пост Министра здравоохранения Ю. Поляченка, ситуация изменится в лучшую сторону. Политическая сила, которую я представляю, готова подставить ему свое плечо. Для этого у нас имеются и люди, и идеи, и конкретные разработки.

 Приоритетным шагом в изменении сложившейся ситуации, на наш взгляд, является переход к государственно-общественному управлению системой охраны здоровья. Под этим следует понимать узаконенное распределение полномочий в принятии решений между государственными органами и общественными организациями медиков, которые представляют свои корпоративные интересы. 

 Но самое главное – нужна политическая воля в проведении реформы, понимание высшими должностными лицами государства необходимости соединения усилий государства, органов местного самоуправления, общественных институтов. 

  Роль же политических партий, в том числе и политической партии «Третья сила», состоит в разработке концептуальных подходов и законопроектов, организации сотрудничества органов власти и общественности, в непосредственном участии членов партии в реализации практических шагов реформирования отрасли.  

 
< Пред.   След. >
ВНИМАНИЮ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ
TO POTENTIAL PARTNERS!
ВНИМАНИЮ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ !
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД АППАРАТОВ «КСК-БАРС»
THE RANGE OF DEVICES «SCS-BARS
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД ПО МОДУЛЯМ - RU+ENG