17.12.2017
 
Главная
Главное меню
Главная
Презентации
Документы
Опыт
Обучение
Семейный доктор
Статьи
Интервью
Видео
Объявления
Партнеры
Центры ИМ
Контакты
Тематическая статья
ВОДА-ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ
 
Ссылки
Counter

ЭНИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО


(статья)
http://www.eniology.org/index203.htm

(Эниология: новые ориентиры развития науки и технологии энергоинформационных взаимодействий в третьем тысячелетии)

Богданов Ю.А.
Введение в эниологию

Возник значительный разрыв между высокой способностью современной цивилизации создавать новый энергоинформационный потенциал планеты и ограниченными возможностями человека в целом воспринять действие этого потенциала с достаточной эффективностью и без серьезных отрицательных последствий.  Из такой ситуации возникают следующие основные следствия: 

1. С одной стороны, человек из-за незнания энергоинформационных факторов природного и техногенного характера и их активности неполно использует свои возможности для извлечения из «океана» энергетических потоков новых эффективных регуляторов нормальных и патологических процессов организма. В этом же «океане» остаются новые полезные (лечебные) средства для сельского хозяйства, животных, деревьев, и т.д. В этом понимании все рассматриваемые системы слабоструктурированы. При рассмотрении этих систем отсутствует или принципиально не может быть построено полное описание их свойств или внутренних закономерностей. 
2. С другой – эта деятельность увеличивает энергоинформационную опасность окружающей среды для человека, генерируя потоки энергии и информации, способствующие возникновению конфликтов. Фактически создается такая комбинаторика различных энергоинформационных воздействий на человека и живую природу, что предсказать отрицательные последствия в полном объеме вообще не представляется возможным. Для поиска полезных и выявления опасных процессов и явлений насущно необходимы системы, способные определять широкий спектр энергоинформационной активности для всех объектов эниологии.  Приведенные факты доказывают необходимость создания систем, предназначенных для определения энергоинформационной активности больших систем, сложно-технических систем и пр. Энергоинформационные технологии в целом обеспечивают возможность получения в достаточно больших масштабах информации о воздействии антропогенных, природных факторов внешней среды на объекты. Объекты при этом не только выступают в качестве тестовых для оценки энергоинформационной активности факторов внешней среды, но могут являться индикаторами их присутствия.  В этой связи для лучшего восприятия представленного ниже материала постулируются следующие базовые понятия:
- объект - любая абстрагированная (рационально выделенная) человеком часть Мира, например, общество, человек, здание, планета, стихотворение и т.д.,
- все объекты Мира связаны,
- связь объектов осуществляется путем энергоинформационного взаимодействия между ними,  - взаимодействие любых двух объектов имеет свои следствия для всех остальных объектов Мира,
- регистрация и анализ характеристик энергоинформационного взаимодействия объектов - способ познания Мира.
Эниология, занимающаяся вопросами энергоинформационного обмена, как всякая молодая наука, сталкивается с трудностями понятийного характера. То, что обозначается энергией, может проявляться в самых разнообразных формах. Самые известные проявления - тепло, движение, излучение. Любой процесс требует энергии, кроме того, используется информация.
Процессы самопроизводства используя заложенную информацию, целенаправленно формируют изменения в информационном пространстве аксиом. Из теории гравитации следует, что все материальные объекты взаимодействуют, т. е. вступают в эниообмен. Структура энергии сложна, различные формы энергии или, как говорят, уровни, соответствуют различным видам движения материи. Если пространство, время и движение - формы существования и развития материи, то энергия и информация - важнейшие их атрибуты.
Постулируется принцип существования Мира: материя, энергия и информация образуют базис Вселенной. Материя - носитель, энергия – оператор. Излучение - источник, прежде всего, информации о структуре и связях в материальном мире и динамике существования процессов.  Тепловая энергия - самая простая форма в смысле информативности, т.е. общая. В термодинамике, занимающейся закономерностями движения теплоты (а не превращением ее в другие формы энергии) вводится понятие энтропии. Исходя из принципа проявления аналогии в законах передачи информации и в законах термодинамики можно говорить об энтропии в термодинамике как о мере информации.  При определении понятия информация возможны варианты.
Термин информация пришел к  нам из латинского языка (informatio) и, обычно, переводится как представление, понятие (о чем либо), изложение, сведения, осведомление, сообщение и т.п. Термин этот интуитивно ясный, обладает широким смысловым полем, и поэтому столь же трудно поддается определению, как и его русские синонимы. В.В. Налимов приводит несколько попыток определить понятие информация, предпринятых разными авторами, ни одну из которых нельзя признать удавшейся.  Даже эта совсем небольшая подборка определений понятия информация, - пишет он, – показывает, сколь полиморфно по своему смысловому значению это слово. После выхода книги В.В. Налимова число таких попыток еще более возросло, но так и не породило достаточно удовлетворительного определения термина информация.
Определить понятие можно двумя способами – либо сводя его к более элементарным (фундаментальным) как это широко применяется в академических науках, либо перечислив круг явлений и процессов, к нему относящихся. В основе обоих видов определения лежит возможность расчленить, подразделить смежные понятия или феномены, т.е. их дискретность. Дискретность, как известно, фундаментальное свойство материального мира, т.е. мира вещей и энергии. Именно дискретность природных явлений составляет базу всех естественных наук. 
Эниология пытаясь методологически связать разные научные дисциплины между собой,  использует все доступные человеческому сознанию способы получения информации. Работа Ф. Ханцеверова служит прекрасным примером включения эниологии в современную традиционную систематику наук. В центре интересов эниологии помещен человек в трех планах его существования: мир духовный (информационный), мир астральный, представленный энергией или силой и третий - материальный. Второй мир служит посредником между третьим и первым, хотя имеется взаимопроникновение в той или иной степени на всех трех уровнях. 
Примеров получения людьми информации непосредственно из духовного уровня много и  останавливаться на этом специально нет необходимости. В эниологии, каким бы образом ни была получена информация, выводы и результаты экспериментов обосновываются в рамках этих существующих научных теорий. 
Коллективное бессознательное и феномен веры, космофизическое влияние на исторические процессы, связь этнокультуры и ее физико-географических и ландшафтных характеристик - новые вопросы для социальной психологии, социологии, религиоведения, культурологии. Но энергоинформационный обмен присущ абсолютно всему, что существует во Вселенной, поэтому в круг интересов эниологии естественным образом попадают такие феномены, которые рационального объяснения пока не нашли.  Исследования энергоинформационных взаимодействий выявляют множество форм и  связей с эволюционными программами и принципами самоорганизации и самодвижения материи.  Кажущаяся непредсказуемость стихийных бедствий, катастроф, обусловлена, прежде всего, недостаточно точным представлением о свойствах энергоинформационных взаимодействий в  живой и неживой природе. 
Английский астроном Ф.Хойл и индийский физик Ч.Викрамасинге выдвинули гипотезу о  том, что пандемии гриппа вызываются вирусами, попадающими в атмосферу через хвосты комет (Хойл. Викрамасинге (1995)), к такой неординарной гипотезе ученые пришли, чтобы объяснить, почему в давние времена, когда людей на планете было мало и общение между ними было затруднено, эпидемии, как и сейчас, охватывали всю планету.  Нам удалось зафиксировать факты, что орогенетические циклы планетарного горообразования могут выступать космическими регуляторами, каждый раз начинающими новую эру распределения пространственных информационных потоков, кодирующих развитие базовых гелиобиологических процессов на Земле. По-видимому, происходят бифуркационные переходы, исключающие возможность предсказаний конкретных ближайших изменений. В отдельных случаях природа позволяет проследить полевые изменения до и после бифуркационного перехода, наблюдать возникновение каркасно-сеточной структуры.
Это дает возможность воспроизвести природные феномены и превратить их в современные технологии. Наиболее ярким примером бифуркационного перехода можно считать феномены, связанные со встречей планеты Юпитер и кометы Шумейкер-Леви-9, происшедшей летом 1994 года или Солнечное затмение 11 августа 1999г. 
Существует связь во времени процесса солнечного затмения  и изменения интенсивности излучения электромагнитного поля Земли.  
Эниология способствует раскрытию сложных механизмов структурирования пространства  обитания человека. Каждому из нас в определенной обстановке или месте приходилось  испытывать необычайный подъем или смутное беспокойство. Как правило, не осознается, какие факторы повлияли на возникновение подобных реакций. Компоненты окружающей среды, будь то электромагнитные поля, геофизические энергии или другие качества, способны изменить любое чувственное восприятие. Эти и другие вопросы отражены в настоящей публикации.  Эниология - теоретические и экспериментальные исследования энергоинформационного взаимодействия объектов, как естественного природного происхождения, так и созданных человеком (рукотворных). Эти объекты представляют собой материальные структуры, обладающие сложным морфологическим устройством и уровнем организации, а генерируемые ими поля имеют различное происхождение.
Создание теории энергоинформационного обмена требует обоснования общих принципов  рационального действия и взаимодействия сложных систем, исходя из концептуального единства естественнонаучного знания. Есть основания полагать, что эти принципы имеют универсальный характер. 
1. Механика основана на принципе наименьшего действия: развитие механических систем (обратимых, консервативных во времени) происходит по траектории, при которой действие  на конечном интервале минимально.
2. В термодинамике основной принцип развития сильно диссипативных систем вблизи  состояния равновесия:  - замкнутые системы стремятся к состоянию с максимальной энтропией,  - открытые - стремятся наикратчайшим путем прийти к состоянию с наименьшей энтропией.
3. Кибернетические системы используют принцип адаптации.
4. Биологические системы развиваются в соответствии с принципом выживания, сущность которого заключается в функциональной и морфологической перестройке, обеспечивающей существование вида в изменяющихся внешних условиях.
5. Для общественных систем характерен принцип максимума эффективности развития. 

Корни эниологии

Философско-методологические основы:
- современная теория отражения,
- диалектическая теория познания,
- концепция интеграции наук,
- диалектика категорий случайного и необходимого, целого и части, структуры и функции,
- принципы атрибутивности информации. 
Физико-математическая основа - фундаментальные положения математики и особенно  неклассической физики:
- нелокальные эффекты и новые причинно-следственные отношения в квантовой теории,
- неунитарная квантовая механика,
- теория самоорганизации,
- иерархия внутренних времен,
- нелокальность связей между системами,
- влияние будущего на прошлое,
- обобщенная теория упорядоченности и хаоса. 
Широко используются также положения теории катастроф и теории бифуркаций, единой теории поля, теорий электромагнетизма и гравитации, неравновесной термодинамики, синергетики Г. Хакена, квантовых представлений о пространстве и времени. 
Концепции и модели эниологии являются также результатом синтеза и развития положений кибернетики и информатики: 
- теории иерархических и развивающихся систем,
- принципов гироматного управления,
- теории семантической информации,
- системы с запрограммированными противоречиями (диалектической кибернетики),
- теории формальных языков и т.п. 
Теоретические модели эниологии базируются на новых достижениях и таких наук, как  психология и психофизика. И, в первую очередь, на психоанализе, трансперсональной  психологии процессов, рефлексивных описаниях психологических явлений, психолингвистике и др.  < к оглавлению 

Функции эниологии

Мировоззренческая функция эниологии 
Мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности  окружающего нас мира и места человека в нем. Без обладания достаточно общей концепцией или теорией, позволяющей прогнозировать результаты и следствия, практическое использование эниологии может оказаться невозможным. Для правильного понимания мировоззренческой функции эниологии необходимо, по крайней мере, учитывать, два момента. 
1. Способы формирования мировоззрения человека. В формировании мировоззрения  участвует информация о накопленном опыте, научных теориях. Анализ тенденций развития  эниологии в целом позволяет утверждать, что многовековый опыт человечества,  формировавшийся стихийно в настоящее время превращается в строгие научные знания.  Появляются реальные модели некоторых физических характеристик. Так при анализе  энергетических и динамических характеристик силовых агрегатов (электро-пневмо-гидро-  двигателей) используются дублеры их механических характеристик, которые позволяют понизить  энергетическую переразмеренность систем в целом, значительно сократить габариты и массу  механических систем. Знания о скрытых от непосредственного использования резервов механизмов позволяют предупреждать возникновение критических ситуаций. Проблема  критической ситуации возникает не только в технических системах. Это относится к любым  энергоинформационным системам.
При продолжительном функционировании какой-либо системы в среде обитания может наступить ситуация, когда иссякают ресурсы, т.е. исходные компоненты системы и возрастает доля чуждых среде обитания новых компонентов (осуществляется загрязнение среды). Загрязнение среды должно повлечь за собой уменьшение ее продуктивности.  В зависимости от скорости потребления ресурсов и их кондиционирования могут провоцироваться пусковые события критических ситуаций. В одном случае это связано с излишним потреблением ресурсов. В другом случае это определяется поступлением в среду обитания побочного продукта переработки. Следствием этого, как правило, будет торможение, вплоть до полного подавления целенаправленной деятельности заселяющей среду обитания системы. Зачастую критические ситуации плохо прогнозируемы, могут наступать в единичных случаях и вызывать в сознании индивидуума предрассудки и заблуждения. Здесь очень важным элементом выступает понимание сути репликации информации о критических ситуациях или феноменах объективно фиксируемых сообществом. Существенным в этом вопросе является следующее положение. Реплицирующее устройство никогда не знает степени компактности информации, которую ему предстоит реплицировать.
Происходит это потому, что как сама репликация, так и процедуры, с нею связанные всегда осуществляются так, как будто бы они имеют дело с максимально компактным отображением. Выражается это в том, что собственно репликации всегда и без исключения подвергается не сама информация, как таковая, а содержащие ее носители. Поэтому задача репликации информации сводится к репликации ее носителя, воспроизведение же самой информации является лишь неизбежным следствием этой процедуры. Репликация информации,  следовательно, может осуществляться без сопутствующего ее понимания и реализации  информационной системой. И в то же время только систематическое эниологическое знание  способно свести мифологическую компоненту мировоззрения к минимуму. 
2. Эниология, а именно инженерная компонента практической эниологии , представляет собой все же не все мировоззрение, а лишь то ядро, которое может обеспечить человеку защиту от произвола стихий, критических ситуаций, природных и техногенных катастроф.  Объясняется это тем, что в формировании мировоззрения участвуют естественнонаучные знания из различных областей науки: геологии, физики электродинамики, кибернетики, и т.д., которые к настоящему моменту времени могут быть объединены единым концептуальным замыслом.  Комплексирование подходов, принятие новых аксиом и правил, обеспечение математического формализма позволит рассматривать эниофеномены, естественные природные и искусственные процессы и явления в рамках единого теории.  
 
Методологическая функция эниологии

Методологическими принципами для формирования теории являются концепции единства  информационного и энергетического аспектов развития материи, ее организованности  (дезорганизованности), структурирования.  При отсутствии анализа степени организованности (дезорганизованности),  структурирования, а также наличии энергоинформационных доминант, определяющих  направление поведения систем и живых организмов, помещенных в среду обитания, зачастую получают противоречивые результаты. Данное замечание свидетельствует о том, что кроме описания функций взаимодействия компонент систем со средой и морфологического состава взаимодействующих элементов необходимым дополнением служит информационное описание систем. Подобно энергетическому метаболизму живой клетки (и его разновидностей - анаболизма и катаболизма) необходимым условием взаимодействия организма или любой другой системы со средой является потребность получать информацию из среды и сообщать информацию среде, т.е. они должны обладать и информационным метаболизмом (буквально акт разбрасывания, от ballеin-бросать) и его составными элементами. 
Не всякая информация, как не всякое вещество и энергия, нужна системе: 
- нужна информация о чем-то определенном (качественная характеристика),
- с соответствующей степенью подробности (количественная характеристика). 
Остается свобода выбора наилучшего способа употребления имеющихся сведений. При  этом ключевым моментом оказывается введение концепции совокупного наблюдателя, который мыслит с определенной точностью и этим определяет свое поведение. Точность его определяется дифференциацией степени чувствительности к неточностям данных и самих описаний объектов, т.е., налицо наличие точности смысла описаний, а, следовательно, и полиморфизма языка, используемого в описании смысла. Таким образом, вероятность понимания какого либо события, процесса, явления или функционирования системы в определенном смысле зависит лишь от полиморфизма языка на котором осуществляется описание.
Давно замечено, что существует зависимость количества воспринимаемой новой  информации от количества априорной информации (при одной и той же информации поступающей в систему).  При нулевой и бесконечной (достаточно большой) априорной информации из носителя  информации черпается нулевая информация.  Существует некоторое значение априорной информации, при котором воспринимается и  усваивается максимальная информация.
Для максимального усвоения морфология носителя априорной информации должна быть  достаточно близкой к морфологии носителя новой информации или должно иметь место  наступление топологического резонанса. 
Таким образом, можно сформулировать замечательное свойство универсального  совокупного наблюдателя: совокупный наблюдатель не может думать точнее меры  аксиоматичности совокупного информационного пространства. Здесь в качестве меры  аксиоматичности принят предел частоты единичных событий внешнего осциллятора. В то же  время мера аксиоматичности служит и мерой разнообразия смыслов. Бесконечно большой  частоте соответствует бесконечно малая ценность информации.  Из этих рассуждений концептуально следует, что имеет место принцип неопределенности  информации, который можно представить следующим образом: 
где:   - ошибка в определении смысла сообщения;
- скорость изменения вероятности осуществления конечного смысла или относительная скорость информационных процессов;
- мера инерции смысла событий (информационная масса). Чем она больше , тем меньше аксиом, т.е. бессмысленных сообщений;
-константа, которая задает меру аксиоматичности мышления совокупного наблюдателя.  
В качестве такой константы могут выступать:
- активные противодействующие параметры системы;  - нейтральные (случайные) параметры системы;  - благоприятствующие параметры системы. 
При взаимодействии (энергетическом, информационном, вещественном) осуществляется  конкурентная борьба за понижение у подсистемы, на которую оказывается воздействие.
Необходимо отметить, что в отдельных случаях морфологические свойства структуры  систем теряют свой смысл, свойства системы определяются пропускными способностями связи.  Действительно, в сознании человека отражается лишь образ, например, некоторой фигуры, а не ее размерность. В этом смысле расстояние между элементами системы стремится к нулю, а скорость передачи информации к бесконечности. (Можно показать, что множество элементов структуры образуют нормальное топологическое пространство, следовательно, оно метризуемо, и, соответственно, можно говорить о расстоянии между элементами структуры).
Не этим ли объясняется феномены ясновидения, передачи сигналов со скоростью превышающую скорость света? И не стоит ли за этим объяснение феномена торсионных полей и других парадоксов?  Приведенные выше рассуждения подтверждают мысль о материальности информации (по  аналогии с веществом и энергией), которая проявляется в свойстве материи к организации,  выражает способность организованной материальной структуры к предопределению своих  состояний и поведения и связывающая пространственные свойства материи с временными.  
 
Общекультурная функция эниологии

Общекультурная функция эниологии становится очевидной, если принять во внимание, что  культура – это интегральный результат энергоинформационных взаимодействий человеческого общества со средой обитания. Это утверждение можно назвать эмпирическим обобщением – точно логически выведенным – согласно Вернадскому – из научных фактов и наблюдений. Оно вполне согласуется с философским взглядом на культуру как результат предшествующей деятельности общества и детерминанты его дальнейшего развития. Но любая деятельность в основе своей, прежде всего, имеет энергоинформационное взаимодействие.
Имеет смысл задуматься над следующими фактами.  За последние 50000 лет на Земле проживало 800 поколений людей:  - 650 из них провели жизнь в пещерах,  - 400 применяли огонь,  - 200 энергию животных,  - 12 энергию воды и ветра,  - 3 познали искусственные источники энергии,  - 3 пользовались электромоторами,  - 2 атомной энергией.  Из тех же 800 поколений пользовавшихся речью,  - 75 осуществляли связь благодаря письменности,  - 6 при помощи печатного слова,  - 3 пользовались телеграфом, телефоном, телевидением,  - 2 компьютером.  До недавнего времени считалось, что основным условием жизни является правильный  обмен веществ. Теперь же известно, что электрофизические явления в организме человека и  растений несут не меньшую ответственность за жизненные процессы.
С изобретением искусственных источников энергии цивилизация из биоэргономической  стала эргатической (технической). Создание и развитие техносферы следовало прогрессивной  идее - освободить человека от тяжелого и рутинного труда, повысить его производительность и духовность, украсить мир комфортом. Но 20 век внес свои коррективы - человек противопоставил себя природе, техносфера из средства стала целью. Техника перестает облегчать труд и обогащать духовность. Технологическая агрессия в интеллектуальную и творческую деятельность - нарастающая тенденция. Конфликты между техносферой, биосферой стали антагонистическими, приоритет отвоевывает техносфера, укрепляя свои позиции, вторгаясь и ослабляя генетические структуры.  В последнее время стало очевидным, что эниообмен социокультурных образований со средой обитания приобретает угрожающие тенденции, что выражается не только в катастрофическом загрязнении природной среды, но и в аномалиях в демографической сфере и в набирающей темп вандализации культуры. Осознание этих фактов послужило еще одним стимулом возникновения эниологии. 
Понимание взаимосвязи и взаимообусловленности процессов энергоинформационного  обмена между обществом и природой, взвешенный учет его различных составляющих –  существенный фактор на пути к сознательному переходу от потребляющей цивилизации к  устойчиво развивающейся. 
Последовательно придерживаясь системного подхода, культуру можно определить как  упорядоченную самоуправляемую метасистему с множеством разнообразных связей –  общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в  которые он входит.  Наиболее законченные исследования в области эволюции сложных систем проведены в  рамках синергетики. Особый с точки зрения эниообмена интерес представляют выводы  синергетики относительно поведения сложных систем в неравновесных состояниях. Чем сложнее система, тем более многочисленные флуктуации влияют на состояние ее равновесия. Критическое состояние, называемое точкой бифуркации, соответствует переходу системы через порог устойчивости. Небольшая флуктуация в этой точке может послужить началом перехода эволюции к совершенно новому направлению и система как бы колеблется перед выбором.
После того, как выбран один из множества вариантов, наступает фаза детерминизма – и так до следующей точки бифуркации.  Большинство реальных систем относятся к классу открытых - обмениваются с окружающей  средой или энергией, или веществом, или информацией (а общественные - и тем, и другим, и  третьим). В тех случаях, когда бифуркации достигают такой силы, что структурная организация системы разрушается, становится невозможно предсказать: станет ли состояние системы хаотическим, или она перейдет на новый, более высокий уровень упорядоченности, приобретая свойства так называемой диссипативной структуры, т.е. рассеивающей энергию.
Новые иерархические образования называются диссипативными, потому что для их функционирования требуется больше энергии, чем для более простых структур, на месте которых они сформировались. Создание новых структур обслуживается положительной обратной связью, для устойчивого же состояния требуется отрицательная обратная связь. Замечательно и даже поэтично выглядит в синергетике главное свойство энергии, состоящее не столько в способности совершать работу, сколько в созидании новых структур, а все, что относится к материальному миру – это застывшая энергия. Синергетика не единственная в современном естествознании наука, признающая эниообмен главным принципом существования и причиной формирования сложных систем.  Широко известная теория этногенеза Л.Н.Гумилева связывает социальную эволюцию с  энергией Солнца. Возникновение в социальной среде так называемого пассионарного толчка, т.е. появления определенного количества сверхактивных личностей (центров кристаллизации),  наделенных гипертрофировааным альтруизмом по отношению ко всему обществу,соотносится с периодами снижения солнечной активности.
В это время понижаются защитные свойства  ионосферы и жесткое излучение, достигая поверхности Земли, вызывает мутации, в том числе и пассионарность. Дальше происходит индуцирование этого свойства (бифуркации) и социум  формирует новое направление развития. В дальнейшем поддержание какого бы то ни было  уровня упорядоченности в социуме, системе открытой, следовательно, хаотической, происходит за счет энергоинформационного обмена с окружающей средой. Свою теорию Гумилев относил к естественным наукам, поэтому аналогии между механизмом развития этноса и синергетикой кажутся вполне правомерными.  Отношения человека с окружающей средой настолько разнообразны, что естествознание,  видимо следуя сложившимся в науке традициям, предлагает модели, каждая из которых описывает только определенную связь.
Влияние геоморфологического фактора на процесс  общественного развития весьма существенно. Начиная с первого в истории человечества  разделение труда – отделения скотоводства от земледелия - размещение, развитие и темпы роста различных отраслей производства происходит с учетом условий географической среды общества, кроме того, она стимулирует развитие одних способностей человека и сдерживает развитие других, формируя специфические черты общественного сознания. Гегель полагал, что всемирная история основой своей имеет географию. Энгельс объяснял духовные проявления социума связью с ландшафтом: политеизм древнегреческой религии вызван тем, что каждая отдельная часть природы в своей прекрасной завершенности претендует на отдельного бога, а однообразный ландшафт может навеять только монотеистическую религию. И действительно, первый тезис о едином Боге был провозглашен Моисеем в пустыне.
Математическая модель изменения биосферы под воздействием антропогенной деятельности, разработанная в рамках социальной экологии, распространяется до масштаба всей планеты. Социальная экология происходит от метеорологии. В энергетическом океане, окружающем Землю постоянно бушуют катаклизмы, сопровождающиеся синергетическими процессами большой длительности, в которых участвуют несколько факторов: импульсное электромагнитное излучение Земли, проявления процессов в тропосфере, в плазме ионосферы, высыпание электронов из радиационных поясов, солнечная активность, энергетическая составляющая техногенного происхождения.
Синергетические электромагнитные возмущения атмосферы – устойчивые, самоорганизующиеся, способные противостоять внешнему воздействию, получая дополнительное энергетическое подкрепление (от солнечной энергии или радиационных поясов) способны сами генерировать электромагнитную энергию. Информация, заключенная в атмосферных радиосигналах, пока не поддается расшифровке, но тот факт, что электрический разряд происходит по устойчивому сценарию, заставляет думать, что она значительно превышает морфологическую информацию.  Конструктивную модель вероятного будущего содержит теория ноосферы В.И. Вернадского. 
Под геохимическими, геотектоническими, геобиологическими пульсациями всегда можно узнать один и тот же глубинный процесс - тот, который материализовавшись в первых клетках, продолжается в созидании нервных систем. Геогенез…переходит в биогенез, который, в конечном счете не что, как психогенез…Психогенез привел нас к человеку. Теперь психогенез стушевывается, он сменяется и поглощается более высокой функцией – вначале зарождением, затем последующим развитием духа - ноогенезом (Тейяр де Шарден).  Согласно, этой теории, ноосфера – или разумное взаимодействие человека и природы,  ведущее в свою очередь к сознательному контролю над биогеохимией планеты будет сформировано с неизбежностью. Но следует с сожалением отметить, что формирование  ноосферы всего лишь один из возможных путей развития системы человек-природа. 
Несводимость причин формирования общественного сознания к геологическому,  биологическому, психологическому или бессознательному факторам свидетельствует о  необходимости ввести единую метрику и вскрыть за духовными моментами их материальную, т.е. энерго-информационную первооснову. Прогресс в области моделирования социокультурных процессов можно ожидать только на основе синтеза различных видов моделей, но не их противопоставления.  Исследование эниообмена в системе функциональных связей между природой и обществом  исключительно сложно, но это путь к сознательному управлению. 
 
    

 

 
< Пред.   След. >
ВНИМАНИЮ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ
TO POTENTIAL PARTNERS!
ВНИМАНИЮ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ !
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД АППАРАТОВ «КСК-БАРС»
THE RANGE OF DEVICES «SCS-BARS
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД ПО МОДУЛЯМ - RU+ENG