20.11.2017
 
Главная
Главное меню
Главная
Презентации
Документы
Опыт
Обучение
Семейный доктор
Статьи
Интервью
Видео
Объявления
Партнеры
Центры ИМ
Контакты
Тематическая статья
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ МК «ASTER» И АППАРАТ «КСК-БАРС»
 
Ссылки
Counter

         НАУКА О ВЫЖИВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА           

Конец ХХ-го века характеризуется двумя особенностями в исследовании окружающего нас мира: во-первых, переходом от аналитической методологии к синтезу полученных данных (так называемый "системный подход") и, во-вторых, смещением акцента научных интересов от технократических проблем к гуманистическим. На острие этих интересов возникли два новых мощных направления в науках о человеке: биоэтика и валеология. Осознанная или неосознанная цель и первого, и второго направления - спасти человечество от вымирания. Ибо даже самый поверхностный анализ эволюции жизни на Земле приводит к очень печальным для человечества выводам: любой биологический вид, появившись на белый свет и пережив пик своего расцвета – вымирает.

Является ли Homo sapiens счастливым исключением из этой печальной закономерности? Если иметь в виду биологическую суть человеческого естества – то вряд ли. Сейчас появляется всё больше данных, подтверждающих мысль, высказанную нашим великим соотечественником И.И. Мечниковым ещё в начале прошлого века: "Природа не пощадила их (исчезнувшие биологические виды – Г.А.); почём знать, не готова ли она поступить также и по отношению к роду человеческому?" (Этюды оптимизма, М., Наука, 1988, с. 276).

Однако человек – существо социально активное, разумное. Он может не допустить подобного развития событий. И для этого нужна целенаправленная деятельность, основанная на фундаменте современной науки. Но пока человек так организует свою социальную активность, что только способствует ускорению своей гибели. "Болезни цивилизации", "озонная дыра", "экологический кризис" и т. п. – термины, давно сошедшие со страниц научных изданий в повседневность наших современников. И это происходит, несмотря на то, что в орбите научных исследований сегодня всё больше так называемых глобальных проблем – экологических, демографических, продовольственных, ресурсных и множество других.

Каждый биологический вид вымирает по одной причине: меняются условия жизни, к которым он был приспособлен. Трудно надеяться на то, что человек является исключением. Уже в начале нашего века было закончено обширное исследование, проводившееся под эгидой Всемирного банка и ВОЗ под красноречивым названием "Бремя болезней". Это исследование показало рост показателей заболеваемости и смертности практически во всех регионах Земного шара. Мало того. Происходит также то, что академик П.Л.Капица назвал в своё время "снижением качества" человечества: увеличение частоты врождённых уродств, рождение умственно отсталых детей и пр. Задумывается ли человечество над тем, что каждый десятый человек на Земле инвалид? Что 7% (20 лет назад их было 3%) новорождённых мальчиков в США (статистики по другим странам нет) никогда не будут иметь потомства из-за отсутствия сперматогенеза? Что количество умственно неполноценных особей в человеческой популяции достигло угрожающих размеров? Что виновником бездетности в семьях сейчас чаще выступают мужчины? Что из четырёх беременностей в Украине лишь одна проходит без осложнений? Что Украина занимает первое место в Европе по смертности от сердечно-сосудистой патологии? И, как апофеоз проявления этих процессов, – печальное лидерство Украины по темпам депопуляции (вымирания населения) – 0,8% в год!

Поэтому появление биоэтики и валеологии – историческая необходимость. Их назначение – избавить человечество от судьбы динозавров.

Что же представляют собой эти научные направления?

Биоэтика – это этика жизни. Для нее характерно, прежде всего, осознание самоценности жизни, нравственное освящение жизни как фундаментальной ценности. Её усилия направлены преимущественно от человека в окружающий его мир, а цель этих усилий – сохранение этой жизни, независимо от того, в какой форме она протекает. Именно поэтому в круге интересов биоэтики лежат такие нравственные проблемы как эвтаназия, трансплантация органов, искусственное оплодотворение, биомедицинские исследования и т.п.

Биоэтике повезло: она родилась за границей. И поэтому была безоговорочно признана на всём постсоветском пространстве, в том числе и в Украине: при кабинете Министров, АН и АМН Украины созданы комитеты по биоэтике, проводятся исследования и научные форумы. Перспективы её развития безоблачны, хотя прямого отношения к здоровью населения она не имеет.

Совсем другая судьба у валеологии – науки о здоровье. Рождённая в СССР и получившая приоритетное развитие в Украине, она до сих пор не имеет статуса научной дисциплины, её успехи замалчиваются, вернее – не замечаются. В АН Украины даже не подозревают о существовании валеологии, а если и знают, то относятся к ней весьма скептически. В отличие от биоэтики, усилия валеологии направлены не "вовне", а "вовнутрь" самого человека, на изучение феномена человека и развитие механизмов здоровья каждого. Как ни в одной другой науке, в валеологии человек рассматривается как целое, а не простое скопление органов и систем. Это даёт возможность получить совершенно неожиданные, на первый взгляд, для практики выживания человечества данные. Например, о роли ущербной духовности общества как факторе риска заболеваемости и смертности (см. нашу статью).

Валеология подразделяется на несколько направлений. Ведущее из них – медицинская валеология (она носит название "санология"). Повторимся: предмет исследования валеологии - индивидуальное здоровье (механизмы самоорганизации живой системы), возможности "управления" ими. Говоря о теоретических основах валеологии, следует указать, что она рассматривает индивидуальное здоровье как самостоятельную медико-социальную категорию, сущность которой может быть количественно и качественно охарактеризована прямыми показателями. Важно отметить, что здоровье рассматривается как более общая категория в сравнении с болезнью. Предболезнь и болезнь – частный случай здоровья, когда уровень его снижен или имеются его дефекты, а между здоровьем и болезнью выделяются переходные состояния. Болезнь формируется и манифестируется, когда истощаются резервы здоровья. Таким образом, периодически "измеряя" здоровье, можно предотвратить развитие болезни задолго до её манифестации.

До появления валеологии феноменология здоровья была чрезвычайно скудной, а гносеологически она основывалась на альтернативе "здоров-болен" (диагноз "здоров" до сих пор формулируется при отсутствии признаков патологического процесса, то есть методом исключения). Научные достижения валеологии позволили существенно расширить феноменологию здоровья. Кратко она представляются следующим образом.

Здоровье может быть охарактеризовано количественно. Нами разработана методология и простейшая, доступная среднему медицинскому персоналу, методика "измерения" здоровья. Она не требует сложного оборудования и может использоваться в районных больницах и фельдшерско-акушерских пунктах, в кабинетах семейных врачей. Установлено, что существует некий "безопасный уровень" здоровья, выше которого не определяются ни факторы риска развития заболевания, ни его проявления. За последние 20 лет количество жителей нашей страны, находящихся в "безопасной зоне" здоровья, сократилось на порядок – с 8 до 0,8%. При выходе из "безопасной зоны" формируется феномен "саморазвития" патологического процесса без изменения силы действующих факторов. Сформулировано понятие о "превентивной реабилитации", под которым понимается возвращение индивида в "безопасную" зону здоровья за счет наращивания резервов здоровья. Таким образом, можно говорить о возможности "управления" индивидуальным здоровьем – контролируемом процессе оздоровления индивида с учетом обнаруженных феноменов, позволяющем поставить первичную профилактику хронических неинфекционных заболеваний на строго научную основу. Особенно это важно в отношении сердечно-сосудистой патологии, рост которой никак не удаётся остановить в Украине.

Второе важное направление валеологии – школьная, или педагогическая валеология. Он призвана исследовать закономерности вовлечения личности в процесс самооздоровления. Её практическое преломление в учебных заведениях должно предусматривать три раздела: образовательный (информация о здоровье, что хорошо и что плохо для здоровья, как стать здоровым), мотивационный (формирование мотивации к самооздоровлению) и практический (полноценное физическое воспитание, питание и оптимальный психологический климат в коллективе).

Научные разработки украинской школы санологов занимают приоритетные позиции в мире. Они хорошо известны, например, в России и внедрены более чем в 200 учреждениях. В их числе: поликлиники ФСБ, ООО "Газпром", министерство энергетики, санаторно-курортные учреждения, ВУЗы и др. Недавно появилось сообщение о том, что феномен, описанный нами 20 лет назад, "открыт" учёными Чикагского университета.

А что же Украина? То, что из разработок медицинской науки внедряется в практическое здравоохранение, зависит от образованности, широты кругозора и интеллекта тех, кто руководит этим социальным институтом. Пока Украине не везло. Может быть, повезёт сейчас? Нами, совместно с проф. О.П.Минцером, подготовлена концепция Национальной программы "Сохранение и укрепление здоровья населения". Её реализация предусматривает участие многих ведомств – не только (и не столько!) Министерства здравоохранения. Однако мои неоднократные обращения в научные и административные инстанции, а также многочисленные публикации пока не вызывают интереса ни у кого, кроме зарубежных специалистов.

Новоизбранный Президент Украины обещал уделять самое пристальное внимание здоровью народа. И это правильно, ибо скоро этого народа не останется вовсе.

Г.Л.Апанасенко (КМАПО им. П.Л.Шупика)

 
< Пред.   След. >
ВНИМАНИЮ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ
TO POTENTIAL PARTNERS!
ВНИМАНИЮ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ !
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД АППАРАТОВ «КСК-БАРС»
THE RANGE OF DEVICES «SCS-BARS
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД ПО МОДУЛЯМ - RU+ENG